Крупнейшее детское лечебное учреждение на Дальнем востоке
Лечим детей профессионально, с любовью и вниманием!
Адрес: г. Владивосток, пр-т Острякова, 27
Телефон: (423)260-42-78, 244-67-24, 245-56-76
Дежурный администратор: +7(991)069-89-06
25 августа 2014
По мнению экспертов Общественной палаты (ОП), Минздрав не выполнил в срок одну из первоочередных своих задач, на которых базируется модернизация здравоохранения. Первый заместитель председателя комиссии ОП Эдуард Гаврилов направил запрос на имя министра Вероники Скворцовой (имеется в распоряжении «Известий») с просьбой ознакомить палату с планом мероприятий по подготовке и утверждению стандартов медпомощи, а также сообщить, каким образом при их отсутствии будет формироваться Программа государственных гарантий на 2015 год и на плановый период 2016–2017 годов. В Минздраве «Известиям» рассказали, почему эти стандарты не могут быть приняты незамедлительно.
На сегодняшний день стоимость высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных учреждениях утверждена приказом Минздрава, а регионы формируют тарифы самостоятельно. ОП сравнила стоимость разных процедур в субъектах РФ. Выяснилось, что, например, стентирование коронарных артерий в Тамбовской области в три раза дороже, чем в соседней Липецкой. А стоимость химиотерапии в Красноярском крае почти втрое выше, чем в Алтайском.
Общественная палата призывает Минздрав как можно быстрее выработать единые принципы расчета этих тарифов, которые, по их мнению, «упираются» в разработку единых стандартов медпомощи.
«По нашему мнению, вследствие невыполнения министерством полномочий по принятию в 2012–2013 годах федеральных стандартов значительно различалась стоимость лечения одного и того же заболевания в субъектах РФ. Отмечено также, что в 2013 году 60 субъектов, а в 2014 году 59 утвердили свои программы с дефицитом средств консолидированного бюджета», — говорится в обращении к министру.
По информации Счетной палаты, на которую ссылаются общественники, в настоящее время в России утверждено лишь 17,2% стандартов оказания медпомощи в условиях стационара из 9,5 тыс. наиболее распространенных нозологических форм заболеваний.
— Регионы устанавливали произвольные тарифы, поскольку Минздрав утвердил методику тарифов на 2013–2014 годы с опозданием — уже после принятия бюджета и программы госгарантий. Из-за разницы в тарифах врачам приходится оказывать помощь теми расходными материалами, на которые хватает средств. Ситуация доходит до абсурда: российских медиков продолжают штрафовать за неисполнение несуществующих стандартов оказания медпомощи. Из-за этих штрафов, да и просто низких зарплат, они бросают работу в госучреждениях и уходят в частные структуры. Если оставить всё как есть, в будущем году ситуация повторится, — рассказал «Известиям» Эдуард Гаврилов.
Общественники также ссылаются на поручение главы государства о скорейшей доработке стандартов, которое он давал еще в октябре 2012 года: «В рамках исполнения поручений президента РФ и норм законодательства по проведению стандартизации в отрасли президент Владимир Путин неоднократно в своих выступлениях говорил о необходимости принятия порядков и стандартов».
Члены ОП уверены, что без понятной схемы расчета тарифов на медуслуги не поднять и уровень зарплаты врачей, которую к 2018 году предполагается довести до 200% к средней по региону.
— Должны быть разработаны все стандарты и приложены к структуре заболеваемости в нашей стране. Тогда появится корректно рассчитанная стоимость программ государственных гарантий. Пока не будут рассчитаны все стандарты, мы не будем знать, какая часть объемов финансирования может выпасть, если это не учесть, — отмечают эксперты фонда независимого мониторинга медуслуг и охраны здоровья человека «Здоровье».
Минздрав в своем официальном ответе «Известиям» утверждает, что стоимость медуслуг в разных регионах значительно отличается по той причине, что в течение ряда лет на региональном уровне просто не существовало единых подходов к формированию нормативов медпомощи.
— К примеру, в 2008–2009 годах тарифы в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) между регионами в отдельных случаях отличались не в три, а в 25 раз. В 2011 году этот разрыв значительно сократился, однако стоимость стационарной медпомощи всё еще отклонялась от расчетного норматива по 64 субъектам более чем на 50%, — отметили в ведомстве.
А уже в 2013 году благодаря принимаемым государством мерам впервые территориальные программы ОМС стали бездефицитными, при этом значительно сократились различия в величине тарифов на оказание медицинской помощи. Так, в 76 субъектах РФ эта разница составила меньше 20%.
Также в Минздраве отметили, что по международной классификации болезней общее число нозологических форм превышает 32 тыс. Это не значит, что стандартизации подлежат все они. Стандарты разрабатываются прежде всего для тех заболеваний, при которых в нашей стране наиболее высокая смертность.
«Учитывая международный опыт, в течение ближайших 4–6 лет будет осуществляться переход на систему финансового планирования и оплаты медицинской помощи на основе клинико-статистических групп, что потребует внесения соответствующих дополнений и изменений в законодательство Российской Федерации», — об этом министр Вероника Скворцова заявляла в мае 2013 года на совещании у президента РФ о ходе исполнения указов, подписанных в день вступления в должность главы государства 7 мая 2012 года.
В перспективе это позволит при оплате медицинской помощи руководствоваться группами болезней, в том числе клинико-статистическими группами, что в мировой практике признано наиболее экономичным и эффективным способом. В 37 регионах уже принят такой способ оплаты в стационарных условиях и в дневных стационарах, что позволило сократить сроки лечения в больницах в среднем на 11% и при этом обеспечить высокий уровень качества оказания медицинской помощи.
Источник: izvestia.ru