ГБУЗ "Краевая детская клиническая больница №1"

Крупнейшее детское лечебное учреждение на Дальнем востоке

Лечим детей профессионально, с любовью и вниманием!

Версия для слабовидящих

Адрес: г. Владивосток, пр-т Острякова, 27

Телефон: (423)260-42-78, 244-67-24, 245-56-76

Дежурный администратор: +7(991)069-89-06

Решаем вместе
Недовольны работой больницы?

Елена Анисимова: Дальнейшего повышения цен на лекарства не избежать

14 апреля 2015

Финансовый кризис, экономические санкции со стороны Европы и США, взятая на вооружение российскими властями ответная политика импортозамещения самым непосредственным образом затронули рынок лекарственного обеспечения. Ожидать ли повышения цен на лекарства жителям Приморья в ближайшем будущем, чем оно обусловлено, какую роль в ценообразовании играют аптечные сети, почему не нужно закупать препараты впрок и бояться дефицита, являются ли дженерики равноценной заменой оригинальных ЛС, в чем должна заключаться для фармбизнеса поддержка государства и можно ли российскому рынку обойтись без импортных лекарств? На эти и другие вопросы в интервью порталу VladMedicina.ru ответила руководитель торговой сети O’vita Елена Анисимова.

Новые лекарства по новым ценам

- Елена Борисовна, обеспечивает ли сегодня торговая сеть спрос на ЖВНЛС, в каком объеме?

- Как вы знаете, список ЖНВЛС с 1 марта претерпел изменения – часть препаратов исключили, некоторые новые ввели. Я со всей ответственностью заявляю – в нашей торговой сети потребности населения в лекарствах списка обеспечиваются на 100%, то есть мы свои обязательства в части ЖНВЛС выполняем полностью. С тем или иным препаратом иногда возникают перебои, но здесь нужно понимать, что это список непатентованных международных названий, и за одним международным названием может скрываться несколько торговых. Поэтому сказать, что по списку есть стойкий дефицит, нельзя, но наметилась не очень хорошая тенденция.

- Что вы имеете в виду?

- Дело в том, что завод-изготовитель должен зарегистрировать цены на вновь вошедшие препараты, и предельная отпускная цена должна быть зафиксирована в федеральном реестре. Так вот, многие из этих препаратов исчезли с прилавков, так как происходила перерегистрация их стоимости. И они уже начинают появляться снова – но уже по новым ценам.

- Прокуратура и другие надзорные органы вниманием не обделяют?

- Нас инспектируют регулярно, недавно прокуратура внепланово проверила одновременно три наших аптеки – ревизоры в погонах нагрянули внезапно. Инспектировали наличие минимального ассортимента, цены на жизненно важные и необходимые лекарства. Никаких нарушений не обнаружили, весь список был представлен в полном объеме.

- Елена Борисовна, давайте коснемся самой больной для жителей темы – повышения цен на лекарства. На какие-нибудь препараты цены остались прежними?

- Выросла стоимость всех препаратов, и я вынуждена констатировать, что старая цена исчезла бесследно. Может быть, если очень хорошо поискать, какой-нибудь препарат и найдется с прошлогодним ценником, но и это не факт. Дело в том, что цены начали меняться уже с ноября 2014 года, рост продолжился в декабре, в начале наступившего года, а сейчас стабилизировался. Так, по нашим подсчетам, стоимость жизненно важных лекарств изменилась на 5-7% по сравнению с октябрём 2014-го, на остальные группы препаратов цена выросла в среднем на 25-30%.

Бремя социальной нагрузки

- Вы можете сделать прогноз – каким будет следующее повышение?

- По большому счету, сегодня продаются еще прошлогодние запасы. Роста цен не избежать, но на сколько, сегодня сказать очень сложно, все будет зависеть от валютного курса, так как зарубежные препараты закупаются исключительно за доллары и евро. Однако я знаю, что иностранные производители опасаются сильно поднимать цену, потому что спрос падает. Им выгодно продавать лекарства в штуках и упаковках. И еще я хочу сказать – не нужно паниковать и начинать судорожно опустошать аптечные полки. Лекарствами надолго не запасешься, у них есть срок годности, их необходимо правильно хранить.  

- Рядовые жители Приморья стандартно обвинят в новом скачке цен руководство аптечных сетей. Данные претензии обоснованы?

- Ни в малейшей степени. Я хочу объяснить потребителю, что аптека является «конечной станцией», которая не влияет на механизмы повышения цены. Конечно, мы, чтобы элементарно выжить, делаем минимальную торговую надбавку - но на цену поставщика, не более того. Процедура ценообразования на список ЖНВЛС давно отработана, и еще раз хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день прокуратура не нашла в наших аптеках ни одного нарушения в плане необоснованного повышения цен. И вы правы – фармацевты, которые стоят за аптечным прилавком, выслушивают столько необоснованных претензий от жителей… Понятно, что без жизненно важных лекарств людям не обойтись, но давайте будем реалистами и научимся хотя бы элементарной экономической грамотности.

- Минэкономразвития России опубликовало перечень системообразующих предприятий, которые могут рассчитывать на государственную поддержку. В него вошли несколько аптечных сетей и фармпредприятий. Как вы считаете, государство должно поддерживать коммерческие аптечные сети, в какой форме должна выражаться эта поддержка?

- Конечно, я видела этот перечень, туда вошли крупнейшие сети «36,6» и «Ригла». Чем обусловлен подобный выбор, мне судить трудно, возможно – количеством аптек, тем более, это сети национального значения. В чем будет заключаться помощь государства, также прогнозировать сложно. Факт вхождения в перечень еще не означает, что поддержка будет оказана, так же как и не означает, что сети, в него не вошедшие, помощь не получат. Что касается поддержки частных аптечных сетей в принципе – каждый предприниматель, начинающий фармацевтический бизнес, понимает, что идет на риск, причем идет осознанно.

Сегодня все оказались в непростой ситуации. Когда-то давно, когда я только начинала бизнес, существовало правило – расстояние между аптеками не должно быть менее 500 метров. Правило безвозвратно кануло в лету, а жаль – сегодня мы видим, что один жилой дом могут «делить» две-три аптеки. Я убеждена, что поддержка всех без разбора не нужна, и мы знаем, чем государство может помочь бизнесу – налоговыми льготами и щадящими ставками по кредитам. Я считаю, что нужно помогать тем сетям, которые несут социальную нагрузку.

- Например, какую?

- К примеру, лицензию на реализацию психотропных и наркотических препаратов имеют далеко не все – это экономически невыгодно, наценка на них регламентирована, а обслуживание этого списка влетает «в копеечку». Необходимо специальное, охраняемое хранилище, должна быть обеспечена спецдоставка, заниматься отпуском обязаны специально обученные фармацевты. Такие траты не окупаются, это невыгодно. К примеру, наша аптека где-нибудь в Тернее зарабатывает на продаже этих препаратов тысяч 10-15 в месяц, а одна охрана помещения обходится в 25. Мы понимаем, что это социальная функция, что тяжелобольные люди останутся без сильнодействующих обезболивающих средств, но мы также понимаем, что рентабельность здесь не просто нулевая, а отрицательная.

Дженерик как он есть

- Минпромторг намерен ограничить закупку импортных лекарств, как данная инициатива отразится на работе вашей торговой сети?

- Никак не отразится. Действительно, Минпромторг внес проект закона, согласно которому предполагается ограничить доступ иностранных производителей к участию в закупках для государственных и муниципальных нужд. То есть если в одной из стран Таможенного союза есть два и более отечественных производителя какого-то препарата, зарубежные производители этого препарата к торгам не допускаются. Насколько я знаю, по медицинским изделиям соответствующее постановление Правительства уже принято, по медикаментам – пока нет. Но я хочу сказать, что на работе коммерческих аптек данная законодательная инициатива никак не отразится.

Люди услышали фразу и вырвали ее из контекста, а ведь речь идет только о закупе для государственных и муниципальных нужд – поликлиник и больниц. Таким образом, на коммерческий закуп это никак не распространяется – как приобретали импортные препараты, так и будем.

-  Какова в ваших аптеках доля российских и зарубежных лекарств? Вы в принципе сможете обойтись без импортозамещения?

- На сегодняшний день все импортное заменить отечественным невозможно. Доля зарубежных лекарств на российском рынке составляет порядка 70%, и ассортимент нашей торговой сети эту цифру подтверждает. Понятно, что правительство ставит глобальные задачи – к 2018 году повысить долю отечественных препаратов с 30 до 90%. За оставшиеся три года это будет сделать крайне сложно, потому что заменить можно далеко не все. У нас есть ряд препаратов, в первую очередь, онкологических, у которых просто нет российских аналогов. Я прямо сейчас могу навскидку назвать 15 наименований. Это очень дорогостоящие и специфические лекарственные средства, и их ничем не заменишь.

- Елена Борисовна, СМИ, ориентированные на потребителя,  в условиях кризиса все чаще рекомендуют людям по возможности приобретать доступные дженерики российского производства взамен оригинальных и дорогостоящих импортных препаратов. Насколько эти рекомендации оправданны?

- Я снова приведу пример онкологических препаратов – сегодня российские специалисты бьют тревогу по поводу эффективности отечественных лекарств. К сожалению, российские аналоги уступают в качестве оригинальным препаратам.  

Чтобы было понятно, приведу еще один простой бытовой пример – каждая хозяйка варит борщ примерно по одному рецепту с одними и теми же ингредиентами, а конечный продукт получается всегда разный. Дженерик тоже делают по образу и подобию оригинала – но из какого сырья, на каком оборудовании, и какой они проходят контроль на выходе? Сырье в России, в основном, индийское и китайское, и никуда от этого не денешься. Эти три составляющие у нас и на Западе очень разные, поэтому и качество лекарств, их лечебный эффект существенно отличаются. Хорошо, сильно напрягшись, мы сможем заменить все импортные таблетки российскими. Только кому от этого станет легче?

С оглядкой на ГЧП

- Разъясните, пожалуйста, механизм распределения федеральных средств, поступающих на льготное лекарственное обеспечение граждан.  В нем каким-то образом участвуют частные аптечные сети? 

- Нет, коммерческие сети в нем не принимают никакого участия. Эти деньги пришли для закупа льготных лекарственных средств. То есть департамент здравоохранения совместно с департаментом госзаказа объявляет тендер на закупку препаратов, которые вошли в список льготного дополнительного лекарственного обеспечения определённых групп населения. Сначала учитывается потребность лечебных учреждений края в этих препаратах путем сбора заявок от ЛПУ. Заявки поступают в крайздрав, там обрабатываются, на их основе составляются лоты и определяется их минимальная аукционная цена. Департамент госзаказов объявляет о начале тендера, в котором участвуют все заинтересованные компании.

Далее происходит закупка этих препаратов, и они поступают на региональный склад, в данном случае, это ОАО «Фармация», после чего их развозят по аптекам, где есть отделы льготного отпуска. И поступивший федеральный транш на 279 млн рублей – капля в море, то есть реально этих денег не хватает. Само понятие - ДЛО – предполагает дополнительное лекарственное обеспечение, а у нас люди считают, что их должны взять на полное гособеспечение.

- Президент России Владимир Путин поручил правительству до 15 апреля рассмотреть вопрос о создании сети госаптек. Они призваны обеспечить россиян доступными лекарствами, в том числе, низкого ценового сегмента, и сильнодействующими обезболивающими. Как вы считаете, целесообразно ли привлечение в Приморье еще одного государственного аптечного игрока?

- Данная инициатива подтверждает истину, что все новое – это хорошо забытое старое. Сначала мы успешно развалили существующую систему госаптек, а теперь будем возрождать. У меня возникает сугубо финансовый вопрос – где взять на это деньги? В создаваемых структурах доля уставного капитала государства будет либо более 50%, которую нужно обеспечить, либо все 100%, в формате государственных автономных учреждений. Это штаты, оборудование, и прочее, а так как предполагается, что цены там будут минимальными, следовательно, государство на них ничего не заработает.

А вообще, здесь за примерами далеко ходить не надо – совсем недавно у нас была Приморская краевая аптека, и где она сейчас? Я считаю, что в фармацевтическом бизнесе очень сложно иметь госаптеки. Создать их легко, самая трудная задача - обеспечить их нормальную работу. Но президент дал поручение – значит, будут выполнять. Хотя что нам мешает развивать уже существующие муниципальные аптеки, которые есть и во Владивостоке, и в крае?    

- Елена Борисовна, в последнее время все чаще говорят о такой форме сотрудничества власти и бизнеса, как государственно-частное партнёрство. Вы видите перспективы для ГЧП в фармотрасли?

- Почему бы и нет? Конечно, получить право участвовать в таком партнёрстве очень сложно, и успешных примеров пока слишком мало, а в фармацевтическом бизнесе их вообще нет. Но жизнь не стоит на месте, появляются новые механизмы взаимодействия различных структур, поэтому сбрасывать со счетов формат ГЧП будет недальновидно.

www.vladmedicina.ru